ПОЛЁТ НА САМОЛЕТЕ ЕСТЬ ОДИН ИЗ НАИМЕНЕЕ ОПАСНЫХ ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, хоть и не гарантирующий АБСОЛЮТНУЮ безопасность
…
Именно на борту вы находитесь в наиболее защищенном от случайных опасностей пространстве.
Вы закончили изучение авиационной части. Перед тем как мы с вами перейдем к психологической части книги, ответьте, пожалуйста, на приведенные ниже вопросы. Пометьте карандашом, соответствуют ли истине следующие утверждения.
1. Самолеты постоянно падают с высоты 10–11 километров. Процесс падения занимает 5–10 минут.
…
Да / Нет
2. В российской авиации зачастую используются старые, списанные самолеты. Старый самолет опаснее нового в несколько раз. Из-за того, что в РФ летают старые самолеты, риск при полете на внутрироссийских рейсах существенно более высокий, чем на западных рейсах.
…
Да / Нет
3. Иногда, преимущественно в России, пилоты позволяют себе выпить спиртного перед рейсом.
…
Да / Нет
4. Турбулентность достаточно опасное явление: при сильной тряске самолет может не выдержать нагрузки.
…
Да / Нет
5. Самолет остается в воздухе только благодаря двигателям. Если у самолета откажет двигатель – самолет начнет падать или как минимум резко терять высоту.
…
Да / Нет
6. У самолета могут отказать 2 двигателя одновременно.
…
Да / Нет
7. В случае отказа обоих двигателей самолет камнем падает вниз.
…
Да / Нет
8. Достаточно любой неисправности, чтобы произошла страшная катастрофа.
…
Да / Нет
9. Пилоты тоже люди, им свойственно ошибаться, а каждая их ошибка приводит к катастрофе.
…
Да / Нет
10. На земле я контролирую ситуацию, поэтому шансы на то, что со мной произойдет что-то плохое – ничтожны. А в воздухе я вынужден (а) доверять свою жизнь каким-то неизвестным людям, следовательно, шансов погибнуть – больше.
…
Да / Нет
11. Полет на самолете – один из самых безопасных процессов жизнедеятельности из всех возможных, благодаря огромным запасам прочности и многократно дублированным системам защиты.
…
Да / Нет
12. Авиакатастрофы происходят крайне редко, только около 10 случаев на весь мир в год на 48 000 000 рейсов, и это включая страны третьего мира.
…
Да / Нет
13. Авиация устроена так, что одна неисправность или одна ошибка кого-либо не приводят к катастрофе.
…
Да / Нет
14. Пилоты – это элита общества, для того чтобы управлять современными самолетами, необходимо обладать высочайшими способностями и навыками, недоступными рядовым обывателям.
…
Да / Нет
15. Пилоты проходят обучение на заводах – производителях воздушных судов и сертифицируются ими на соответствие международным нормам.
…
Да / Нет
16. Для того чтобы произошла катастрофа, необходим симбиоз очень многих негативных факторов. Именно поэтому авиакатастрофы происходят столь редко.
…
Да / Нет
17. Если бы в российской авиации использовались старые, списанные самолеты, то количество катастроф в год было бы несколько сотен, или даже тысяч. А так как в год в РФ в среднем происходит 1 катастрофа с жертвами, то значит, с воздушными судами в России все в порядке.
…
Да / Нет
18. Если не лететь в самолете, а остаться на эти часы на земле, ваш риск погибнуть за это время на земле в тысячи раз выше, нежели в самолете.
…
Да / Нет
19. В случае авиакатастрофы выживаемость в самолетах на сегодняшний день составляет около 50 %. Предположение, что в самолете в случае аварии шансов выжить нет – ошибочно.
…
Да / Нет
20. Абсолютной безопасности в жизни нет, любое человеческое действие предполагает определенный риск. Именно поэтому нельзя требовать от авиации 100 % безопасности. Но именно 99,999,999 % безопасности, существующие в сегодняшней авиации, являются наибольшим приближением к 100 %. Любой другой процесс жизнедеятельности гораздо более опасен.
…
Да / Нет
Проверьте свои результаты: на первые 10 вопросов ответ должен быть «нет», на вопросы с 11-го по 20-й ответ – «да». Если вы ответили именно так – поздравляю, вы можете смело переходить ко второй, психологической части книги.
Если вы ответили иначе, перечитайте еще раз первую часть книги, помня о том, что в авиации, как в любой точной науке, значения имеют только ФАКТЫ, а не ваше отношение к ним или предположения о них.
Перечитывая, отмечайте для себя на полях: что из прочитанного является фактом, и как вы на этот факт реагируете? Если на факт, приведенный в книге, вы реагируете ПРЕДПОЛОЖЕНИЕМ, то, согласитесь, факт всегда будет иметь большее значение, нежели ваше и только ваше МНЕНИЕ об этом факте.
Вот пример такого образа прочтения книги: Фраза «Современная авиация сверхнадежна, пилоты – мегапрофессиональны». Эта фраза – ФАКТ. Коэффициент аварийности 1 на 5 миллионов рейсов и коэффициент смертности 1 на 10–15 миллионов пассажиров – однозначное доказательство этого факта. Если при прочтении этой фразы ваше ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ или МНЕНИЕ таково: «Ага, тоже мне, мегапрофессионалы. Были бы они мегапрофессиональны, не падали бы все время самолеты», вам необходимо остановиться и постараться переосмыслить свой образ мышления по отношению к авиации. Даже если подобная реакция и возникает, вы должны отреагировать на ваше ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ объяснением себе ФАКТОВ: «то, что самолеты ВСЕ ВРЕМЯ ПАДАЮТ – это только МОЁ мнение. Оно субъективно, и оно сформировано некорректным мышлением, а также СМИ. Действительно, СМИ «смакуют» каждую катастрофу, создавая у людей ОЩУЩЕНИЕ постоянства авиакатастроф. Однако я должен (должна) оперировать исключительно ФАКТАМИ, а не ОЩУЩЕНИЯМИ. В действительности происходит только 5–10 авиапроисшествий с жертвами на весь мир в год, и это при 48 миллионах (!) рейсов. Этот показатель действительно микроскопически мал. Значит, ФАКТ профессионализма пилотов и сверхнадежности современной авиации – подтвержден, а мое МНЕНИЕ, ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ было ошибочным».
Во второй части книги мы рассмотрим подробно механизм образования вашего страха, способы его контроля, методы и техники лечения аэрофобии при ее нестандартных формах и много другой полезной информации. Надеюсь, что уже сейчас, по окончании изучения первой части, ваше отношение к полету на самолете начало меняться. До встречи во второй части.
На пустых строчках в конце книги, пожалуйста, сформулируйте ЧЁТКО – что КОНКРЕТНО вас пугает в авиаперелете, в свете изучения первой части книги. Избегайте использования фраз типа «Ну не знаю, а вдруг мы упадем!». Четко сформулируйте, чего вы боитесь больше всего, основываясь на фактах, а не на предположениях. Имея четко сформулированные опасения, вы сможете рационально анализировать их.