ПОЛЁТ НА САМОЛЕТЕ ЕСТЬ ОДИН ИЗ НАИМЕНЕЕ ОПАСНЫХ ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, хоть и не гарантирующий АБСОЛЮТНУЮ безопасность

Именно на борту вы находитесь в наиболее защищенном от случайных опасностей пространстве.

Вы закончили изучение авиационной части. Перед тем как мы с вами перейдем к психологической части книги, ответьте, пожалуйста, на приведенные ниже вопросы. Пометьте карандашом, соответствуют ли истине следующие утверждения.

1. Самолеты постоянно падают с высоты 10–11 километров. Процесс падения занимает 5–10 минут.

Да / Нет

2. В российской авиации зачастую используются старые, списанные самолеты. Старый самолет опаснее нового в несколько раз. Из-за того, что в РФ летают старые самолеты, риск при полете на внутрироссийских рейсах существенно более высокий, чем на западных рейсах.

Да / Нет

3. Иногда, преимущественно в России, пилоты позволяют себе выпить спиртного перед рейсом.

Да / Нет

4. Турбулентность достаточно опасное явление: при сильной тряске самолет может не выдержать нагрузки.

Да / Нет

5. Самолет остается в воздухе только благодаря двигателям. Если у самолета откажет двигатель – самолет начнет падать или как минимум резко терять высоту.

Да / Нет

6. У самолета могут отказать 2 двигателя одновременно.

Да / Нет

7. В случае отказа обоих двигателей самолет камнем падает вниз.

Да / Нет

8. Достаточно любой неисправности, чтобы произошла страшная катастрофа.

Да / Нет

9. Пилоты тоже люди, им свойственно ошибаться, а каждая их ошибка приводит к катастрофе.

Да / Нет

10. На земле я контролирую ситуацию, поэтому шансы на то, что со мной произойдет что-то плохое – ничтожны. А в воздухе я вынужден (а) доверять свою жизнь каким-то неизвестным людям, следовательно, шансов погибнуть – больше.

Да / Нет

11. Полет на самолете – один из самых безопасных процессов жизнедеятельности из всех возможных, благодаря огромным запасам прочности и многократно дублированным системам защиты.

Да / Нет

12. Авиакатастрофы происходят крайне редко, только около 10 случаев на весь мир в год на 48 000 000 рейсов, и это включая страны третьего мира.

Да / Нет

13. Авиация устроена так, что одна неисправность или одна ошибка кого-либо не приводят к катастрофе.

Да / Нет

14. Пилоты – это элита общества, для того чтобы управлять современными самолетами, необходимо обладать высочайшими способностями и навыками, недоступными рядовым обывателям.

Да / Нет

15. Пилоты проходят обучение на заводах – производителях воздушных судов и сертифицируются ими на соответствие международным нормам.

Да / Нет

16. Для того чтобы произошла катастрофа, необходим симбиоз очень многих негативных факторов. Именно поэтому авиакатастрофы происходят столь редко.

Да / Нет

17. Если бы в российской авиации использовались старые, списанные самолеты, то количество катастроф в год было бы несколько сотен, или даже тысяч. А так как в год в РФ в среднем происходит 1 катастрофа с жертвами, то значит, с воздушными судами в России все в порядке.

Да / Нет

18. Если не лететь в самолете, а остаться на эти часы на земле, ваш риск погибнуть за это время на земле в тысячи раз выше, нежели в самолете.

Да / Нет

19. В случае авиакатастрофы выживаемость в самолетах на сегодняшний день составляет около 50 %. Предположение, что в самолете в случае аварии шансов выжить нет – ошибочно.

Да / Нет

20. Абсолютной безопасности в жизни нет, любое человеческое действие предполагает определенный риск. Именно поэтому нельзя требовать от авиации 100 % безопасности. Но именно 99,999,999 % безопасности, существующие в сегодняшней авиации, являются наибольшим приближением к 100 %. Любой другой процесс жизнедеятельности гораздо более опасен.

Да / Нет

Проверьте свои результаты: на первые 10 вопросов ответ должен быть «нет», на вопросы с 11-го по 20-й ответ – «да». Если вы ответили именно так – поздравляю, вы можете смело переходить ко второй, психологической части книги.

Если вы ответили иначе, перечитайте еще раз первую часть книги, помня о том, что в авиации, как в любой точной науке, значения имеют только ФАКТЫ, а не ваше отношение к ним или предположения о них.

Перечитывая, отмечайте для себя на полях: что из прочитанного является фактом, и как вы на этот факт реагируете? Если на факт, приведенный в книге, вы реагируете ПРЕДПОЛОЖЕНИЕМ, то, согласитесь, факт всегда будет иметь большее значение, нежели ваше и только ваше МНЕНИЕ об этом факте.

Вот пример такого образа прочтения книги: Фраза «Современная авиация сверхнадежна, пилоты – мегапрофессиональны». Эта фраза – ФАКТ. Коэффициент аварийности 1 на 5 миллионов рейсов и коэффициент смертности 1 на 10–15 миллионов пассажиров – однозначное доказательство этого факта. Если при прочтении этой фразы ваше ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ или МНЕНИЕ таково: «Ага, тоже мне, мегапрофессионалы. Были бы они мегапрофессиональны, не падали бы все время самолеты», вам необходимо остановиться и постараться переосмыслить свой образ мышления по отношению к авиации. Даже если подобная реакция и возникает, вы должны отреагировать на ваше ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ объяснением себе ФАКТОВ: «то, что самолеты ВСЕ ВРЕМЯ ПАДАЮТ – это только МОЁ мнение. Оно субъективно, и оно сформировано некорректным мышлением, а также СМИ. Действительно, СМИ «смакуют» каждую катастрофу, создавая у людей ОЩУЩЕНИЕ постоянства авиакатастроф. Однако я должен (должна) оперировать исключительно ФАКТАМИ, а не ОЩУЩЕНИЯМИ. В действительности происходит только 5–10 авиапроисшествий с жертвами на весь мир в год, и это при 48 миллионах (!) рейсов. Этот показатель действительно микроскопически мал. Значит, ФАКТ профессионализма пилотов и сверхнадежности современной авиации – подтвержден, а мое МНЕНИЕ, ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ было ошибочным».

Во второй части книги мы рассмотрим подробно механизм образования вашего страха, способы его контроля, методы и техники лечения аэрофобии при ее нестандартных формах и много другой полезной информации. Надеюсь, что уже сейчас, по окончании изучения первой части, ваше отношение к полету на самолете начало меняться. До встречи во второй части.

На пустых строчках в конце книги, пожалуйста, сформулируйте ЧЁТКО – что КОНКРЕТНО вас пугает в авиаперелете, в свете изучения первой части книги. Избегайте использования фраз типа «Ну не знаю, а вдруг мы упадем!». Четко сформулируйте, чего вы боитесь больше всего, основываясь на фактах, а не на предположениях. Имея четко сформулированные опасения, вы сможете рационально анализировать их.